КОУ "АШДС № 301"
г. Омск
  • РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Кожевникова О.Г., педагог-психолог)

    Автор: Кожевникова О.Г.
    РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Кожевникова О.Г., педагог-психолог).

    Память - это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни,  воспитания и обучения. в дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

    Играя в игры на развитие памяти с детьми, используйте принцип «от простого к сложному». Следите за тем, чтобы задания были не слишком сложны для ребёнка, чтобы он с ними справлялся и не терял веры в свои силы. Если интерес ребенка к игре пропал – не настаивайте, предложите ему эту игру в следующий раз, не забывайте его хвалить за успех и правильные решения.

    Игра «Запоминаем слова».

    Цель: развитие слуховой механической памяти.

    Возраст: с 4 лет и старше

    Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 3 секунды 7-8 слов. После этого ребенок воспроизводит запомнившиеся слова.

    1–й вариант:

    Примеры слов: - тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро;

    - дом, лес, река, слон, мёд, окно, нос, хлеб;

    - рисунок, банка, мяч, лук, туча, крот, ворона.

    2–й вариант:

    Примеры слов: - кастрюля, тарелка, диван, вилка, кровать;

    - яблоко, помидор, груша, лимон, огурец;

    - волк, лиса, корова, заяц, кот, лошадь;

    - платье, брюки, ботинки, майка, сапоги:

    - тарелка, стол, чашка, кастрюля, шкаф, блюдце; и т.д.

    (На какие две группы можно разделить эти слова. Например: овощи и фрукты, одежда и обувь и т.д.).

    Игра «Запоминаем вместе».

    Цель: развитие слуховой памяти.

    Возраст: с 4 лет.

    Первый игрок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Первый игрок повторяет первые два слова и добавляет третье и т.д.

    Если это упражнение проводить неоднократно, будет увеличиваться объём слуховой памяти.

    Например:

    1-й игрок говорит: «дом»

    2-й – «дом, кот»

    1-й – «дом, кот, лес»

    2-й – «дом, кот, лес, окно»

    1-й – «дом, кот, лес, окно, мёд»

    2-й – «дом, кот, лес, окно, мёд, туча»

    (слова по мере увеличения может называть взрослый, а ребенок просто их повторяет).

    Игра «Запомни картинки».

    Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

    Возраст: с 4 лет.

    Для этой игры надо заранее заготовить 7-8 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет (например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки           30 секунд – 1 минуту, после этого их  убирают и дети называют те картинки, которые запомнили. Можно называть по очереди по одной картинке, выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими. Если ребенок что-то упустил, не огорчайтесь и все равно похвалите его за старание. Это побудит его сыграть еще много раз.

    Если вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки, придумайте с ним рассказ, в котором все они будут задействованы. Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили листья и пирог. Этот приём хорошо помогает запоминать.

    Закрепляем: играть в эту игру можно в любое свободное время, используя любые картинки, вырезанные из старых журналов.

    Усложняем: можно брать большее количество предметных картинок. Ребенок называет те картинки, которые он запомнил, а вы — остальные. При систематических таких занятиях увеличивается объем зрительной памяти.

    Игра «Вспомни пару».

    Цель: развитие смысловой памяти.

    Возраст: с 5 лет.

    Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

    1-й ряд (смысловое запоминание): кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щётка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

    2-й ряд (механическое запоминание несвязанных по смыслу слов): жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

    «Рисуем на память узоры»

    Цель: Развивать зрительную память.

    На листе бумаги нарисован узор (нарисуете сами простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т.д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.). Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.

    Закрепляем: меняйте узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т.д. Можно придумывать узоры из геометрических фигур или простых предметов (солнце, гриб, ёлка, цветок, дом, флажок  и т.д.). Примеры:

    • Игра «Волшебный мешочек».

    Цель: развиваем тактильную память (упражняем ребенка в различении предметов на ощупь по форме, материалу). Предметы в количестве 7-8, постепенно можно увеличивать.

    Для игры понадобятся мешочек и разные небольшие предметы: игрушки, детали конструктора, кубики и т.д. Размер предметов для игры должен быть такой, чтобы ребёнку было удобно их ощупывать и доставать из мешочка. 

    Положите в мешочек выбранные для игры предметы, предварительно их рассмотрев. Попросите ребенка вытаскивать из мешочка именно те предметы, которые вы называете. При этом подглядывать в мешочек ему нельзя, то есть надо найти игрушки на ощупь. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике