
Память - это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. в дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.
Играя в игры на развитие памяти с детьми, используйте принцип «от простого к сложному». Следите за тем, чтобы задания были не слишком сложны для ребёнка, чтобы он с ними справлялся и не терял веры в свои силы. Если интерес ребенка к игре пропал – не настаивайте, предложите ему эту игру в следующий раз, не забывайте его хвалить за успех и правильные решения.
Игра «Запоминаем слова».
Цель: развитие слуховой механической памяти.
Возраст: с 4 лет и старше
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 3 секунды 7-8 слов. После этого ребенок воспроизводит запомнившиеся слова.
1–й вариант:
Примеры слов: - тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро;
- дом, лес, река, слон, мёд, окно, нос, хлеб;
- рисунок, банка, мяч, лук, туча, крот, ворона.
2–й вариант:
Примеры слов: - кастрюля, тарелка, диван, вилка, кровать;
- яблоко, помидор, груша, лимон, огурец;
- волк, лиса, корова, заяц, кот, лошадь;
- платье, брюки, ботинки, майка, сапоги:
- тарелка, стол, чашка, кастрюля, шкаф, блюдце; и т.д.
(На какие две группы можно разделить эти слова. Например: овощи и фрукты, одежда и обувь и т.д.).
Игра «Запоминаем вместе».
Цель: развитие слуховой памяти.
Возраст: с 4 лет.
Первый игрок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Первый игрок повторяет первые два слова и добавляет третье и т.д.
Если это упражнение проводить неоднократно, будет увеличиваться объём слуховой памяти.
Например:
1-й игрок говорит: «дом»
2-й – «дом, кот»
1-й – «дом, кот, лес»
2-й – «дом, кот, лес, окно»
1-й – «дом, кот, лес, окно, мёд»
2-й – «дом, кот, лес, окно, мёд, туча»
(слова по мере увеличения может называть взрослый, а ребенок просто их повторяет).
Игра «Запомни картинки».
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Возраст: с 4 лет.
Для этой игры надо заранее заготовить 7-8 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет (например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки 30 секунд – 1 минуту, после этого их убирают и дети называют те картинки, которые запомнили. Можно называть по очереди по одной картинке, выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими. Если ребенок что-то упустил, не огорчайтесь и все равно похвалите его за старание. Это побудит его сыграть еще много раз.
◈ Если вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки, придумайте с ним рассказ, в котором все они будут задействованы. Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили листья и пирог. Этот приём хорошо помогает запоминать.
◈Закрепляем: играть в эту игру можно в любое свободное время, используя любые картинки, вырезанные из старых журналов.
◈ Усложняем: можно брать большее количество предметных картинок. Ребенок называет те картинки, которые он запомнил, а вы — остальные. При систематических таких занятиях увеличивается объем зрительной памяти.
Игра «Вспомни пару».
Цель: развитие смысловой памяти.
Возраст: с 5 лет.
Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.
1-й ряд (смысловое запоминание): кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щётка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.
2-й ряд (механическое запоминание несвязанных по смыслу слов): жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.
«Рисуем на память узоры»
Цель: Развивать зрительную память.
На листе бумаги нарисован узор (нарисуете сами простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т.д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.). Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.
◈ Закрепляем: меняйте узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т.д. Можно придумывать узоры из геометрических фигур или простых предметов (солнце, гриб, ёлка, цветок, дом, флажок и т.д.). Примеры:
- Игра «Волшебный мешочек».
Цель: развиваем тактильную память (упражняем ребенка в различении предметов на ощупь по форме, материалу). Предметы в количестве 7-8, постепенно можно увеличивать.
Для игры понадобятся мешочек и разные небольшие предметы: игрушки, детали конструктора, кубики и т.д. Размер предметов для игры должен быть такой, чтобы ребёнку было удобно их ощупывать и доставать из мешочка.
Положите в мешочек выбранные для игры предметы, предварительно их рассмотрев. Попросите ребенка вытаскивать из мешочка именно те предметы, которые вы называете. При этом подглядывать в мешочек ему нельзя, то есть надо найти игрушки на ощупь.