КОУ "АШДС № 301"
г. Омск
  • Формирование волевых качеств и волевых действий у дошкольников (О.Г. Кожевникова, педагог-психолог)

    Автор: О.Г. Кожевникова, педагог-психолог

    Консультация для родителей

    Формирование волевых качеств и волевых действий у дошкольников

    Фундамент, на основе которого формируется волевая сфера личности, закладывается в детстве.

    В раннем детстве поведение отличается импульсивностью и ситуативностью. Эти характеристики остаются ярко выраженными и в дошкольный период, но у ребенка постепенно формируются ресурсы, которые в дальнейшем помогут ему  управлять своими действиями.

    Без проявления воли невозможны действия, направленные на достижение отдаленного результата, которые сами по себе не увлекательны для ребенка.

    Как взрослые могут стимулировать  ребенка проявить волю?

    Например, каков интерес у малыша к собиранию игрушек, если это дело нужно выполнить ради просмотра  мультика? Никакого. Но игрушки нужно собрать, чтобы родители допустили к желанному экрану.

    Поэтому дошкольник, хотя и без всякого старания, забрасывает игрушки в соответствующую корзинку. Несомненно, это волевые усилия.

    Формирование волевой сферы ребенка зависит от его личной активности.

    Что  подразумевается под «проявлением воли»?

    Поставить (увидеть, пожелать) некую цель и предпринять усилия ради ее достижения.

             А такая настойчивость имеет место тогда, когда человек сам ставит цель, реализует действия, настойчиво их повторяет ради достижения результата.

    В трехлетнем возрасте волевые ростки уже уверенно пробиваются со словами «Я сам!». Когда ребенок настойчиво требует самостоятельности, чтобы налить суп половником в свою тарелку, это вовсе не каприз. Малыш осознает цель, понимает способ ее достижения и желает самостоятельно эту цель достигнуть. Простейший волевой акт с точки зрения психологии, но такой важный и непростой в исполнении для ребенка.

    С каждым годом дошкольник продвигается в волевом развитии, направляя усилия на достижение разнообразных целей. Цепочки действий, благодаря которым выполняются представшие задачи, становятся более длинными.

    Старшие дошкольники ставят перед собой цели, важные не только им самим, но и окружающим. В 6-7 лет многие дети готовы помыть посуду, чтобы порадовать маму; сделать поделку ко дню рождения бабушки и пр.

             Это уже не одноактные действия, а поступки, требующие волевой регуляции действий. Волевое развитие и нравственное воспитание дошкольников  тесно переплетаются.

    Формирование волевого действия

    Структура волевого действия в дошкольном детстве выглядит следующим образом:

    • появление и удержание цели;
    • планирование, как ее достигнуть;
    • поиск средств достижения;
    • выполнение собственно действий;
    • проверка результата.

    Практически каждый шаг в этой цепочке  осуществляется с привлечением волевых усилий. Причем, трудности для юной личности могут возникнуть на любом из этапов.

    К примеру, ребенок заявил, что он будет строить гараж для своих машин. Выставил в ряд несколько кубиков, и вдруг в ворохе игрушек обнаружил затерявшийся самолет. Схватив самолет, дошкольник уже планирует по комнате, напрочь отбросив недавнюю цель. Если, «налетавшись», ребенок возвращается к своим кубикам и продолжает строить гараж (правда уже не для машин, а для самолета), то ему удалось удержать цель

     (в  младшем дошкольном возрасте дети чаще теряют цель, нежели удерживают ее)

    Чтобы целеполагание обретало большую устойчивость, взрослые должны напоминать ребенку, возвращать его к первоначальному замыслу:

    - «Ты хотел еще нарисовать солнышко…»,

    - «Ты собиралась всех кукол уложить спать, а пока спит только одна…».

    (дети 3–4 лет нуждаются в таких подсказках)

    В 5–6 лет с выполнением волевых действий иная проблема.

    Дети уже значительно лучше удерживают цель, но скомкивают непосредственное выполнение. Как правило, они ответственно выполняют часть запланированного, затем наступает потеря интереса, и завершают лишь бы как.

    Например, ребенок  просит разрешить ему  помыть посуду, но хватает  его  энтузиазма только на несколько первых тарелок. А дальше малыш быстренько подставляет чашки под струю воды и заявляет, что уже справился со своей задачей.

    В  среднем дошкольном возрасте на результат действий ребенка сильно влияет успешность. Дети запросто могут бросить дело, если у них что-то не получается.

    Дошкольники 6–7 лет.

    Дети хорошо осведомлены в социальных и нравственных нормах, отличают желательное поведение от нежелательного,  стараются продолжать работу, столкнувшись с препятствиями и неудачами.

    Некоторых детей, по-настоящему стимулирует преодоление трудностей. Они проявляют настойчивость и упорство, чтобы прийти к тому результату, который им представлялся в виде желанной цели. Например, взявшись за изготовление новогодней игрушки, некоторые дети выдерживают несколько неудачных попыток и продолжают работу. Желание видеть на новогодней елочке игрушку, сделанную своими руками, настолько сильно, что удерживает внимание и задор ребенка.

    Выполнение волевых действий дошкольником зависит от нескольких условий:

    • Сложность задачи.
    • Длительность выполнения.
    • Успешность или неуспешность непосредственных действий.
    • Наличие поддержки со стороны взрослого.

    Поддержка взрослого важна как на этапе удержания цели, так и для помощи в осуществлении контроля.

    Дошкольникам сложно осуществлять самоконтроль и сверять результат с задуманным.  А результат – именно то, что привлекает дошкольника.

    Взрослый может подсказать, указать на ошибку и, главное, похвалить, если не саму работу, то старания ребенка.

    Деятельность и формирование волевых качеств

    Все виды деятельности дошкольника в той или иной степени способствуют становлению волевых действий и формированию волевых качеств.

    И в продуктивной, и в трудовой деятельности результат можно получить только через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

    • самостоятельность;
    • упорство;
    • целеустремленность;
    • настойчивость;
    • ответственность;
    • организованность;
    • инициативность;
    • трудолюбие.

    С трех до семи лет дети учатся делать не только то, что вызвано их сиюминутным интересом, но и выполнять задачи.

    • под руководством взрослых они формируют умение доводить дело до конца,
    • учатся подчинять личные мотивы осознанию необходимости выполнить определенную работу.

    Преодолевая посильные трудности, дети развивают самостоятельность и ответственность, инициативность и целеустремленность.

    Проявление нравственно-волевых качеств в игре

    В совместных играх со сверстниками проявлять волю ребенку приходится почти на каждом этапе.

     Хочет присоединиться к игре – нужно установить контакт с ребятами, чтобы приняли. Можно ждать приглашения от играющих, которое не всегда последует. А можно сделать шаг первому, установить связь со сверстниками и найти свое место в игре. И вот этот первый шаг многим деткам дается очень непросто – через преодоление робости, через преодоление себя. Так зарождается решительность.

    Разыгравшись, дети временами спорят, что-то доказывают друг другу. И в этом случае без проявления воли не обойтись.

    Доказать свое мнение, или выслушать и согласиться со справедливыми требованиями других, не покинув с обидой игру, — это тоже волевые усилия.

    Дошкольники часто включаются в подвижные игры.

    Назначение этого вида игр, прежде всего, заключается в развитии двигательных способностей. Но многие моменты в них способствуют становлению волевых качеств дошкольников.

    - то им по условиям игры нужно застыть в неудобной позе и выдержать некоторое время,

    - то крайне важно затаиться так, чтобы, играя в прятки, долго не могли найти.

    - есть множество игр, требующих внимательно прислушиваться и выполнять команды.

    Мобилизация волевых усилий дошкольника в подобных условиях очевидна.

    Развитие воли посредством приобщения ребенка к труду

    Труд предполагает преодоление внутренних и внешних препятствий, чем способствует развитию волевых качеств ребенка – ответственности, организованности, настойчивости, самостоятельности.

    Младший дошкольник проявляет интерес к бытовому труду как к занимательному процессу, в котором очень хочется поучаствовать. До тех пор, пока ребенок находится только в семье, такой подход может затянуться.

    Если же дошкольник посещает детский сад, то трудовые действия будут опираться не только на интерес. Воспитатели стараются поручать детям несложные дела вне зависимости от их желания, а затем контролируют выполнение. Например, привести в порядок свой стол после рисования, рассортировать игрушки по коробкам и пр. В подобных случаях «не хочу» (как можно заявить дома) не принимается. Дошкольнику приходится проявить организованность и выполнить порученное дело, хотя гораздо больше ему хочется умчаться играть.

    Безусловно, так же могут поступать и родители. И не только могут, но и должны, Соблюдать режим дня, навести порядок в своей комнате – не то, что привлекает детей, но к этому нужно приучать с дошкольного возраста. Ребенок складывает игрушки, заправляет свою постель, убирает одежду в шкаф – так постепенно у него формируется привычка прилагать волевые усилия.

    Трудовая деятельность создает условия, чтобы дошкольник познал собственные возможности. Каким бы маленьким ни был ребенок, он понимает, что от него ждут результата, ставя перед ним задачу. Если малыш справляется, он очень гордится своим достижением, что играет важную роль в формировании самооценки.

    И в следующий раз он охотнее приступает к не совсем увлекательному делу, проявляет упорство и настойчивость, чтобы ощутить гордость за себя. Это направленное, волевое поведение, подразумевающее не только непосредственный результат, а и личностное достижение.

    Развитие воли и становление волевых действий в дошкольном возрасте можно рассматривать как формирование нового для личности механизма управления собой и своим поведением.

    Развивается целеполагание, появляется соподчинение мотивов, складывается способность к волевым усилиям и формируются волевые качества.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie