КОУ "АШДС № 301"
г. Омск
  • Как справиться с импульсивностью  ребенка дошкольного возраста? (О.Г. Кожевникова, педагог-психолог)

    Автор: Л.А.Золотарева

    Поведение импульсивного ребенка может раздражать окружающих, нарушать планы близких, приводить к неприятностям самого ребенка. На такую особенность в поведении взрослые начинают обращать внимание, когда их малыш достигает 5-летнего возраста. В более ранние годы от ребенка не ожидают какой-либо выдержки или вдумчивости. Ближе к старшему дошкольному возрасту импульсивность у детей воспринимается как уже сформировавшееся нежелательное качество, от которого следовало бы избавиться.

    Как проявляется импульсивность у детей дошкольного возраста

    • Импульсивный ребенок реагирует на происходящее, не задумываясь, иногда неадекватно.

    Это, прежде всего, вредит ему самому, поскольку часто приводит не к тому результату, который мог бы порадовать. Более того импульсивные реакции детей могут перекрыть им возможность получить желаемое или отсрочить исполнение своих намерений.

    • Беспокойные импульсивные дети менее способны быть внимательными, ясно мыслить и смотреть вперед. Поэтому они более склонны к непродуманным, спонтанным действиям, которые во многих случаях оказываются деструктивными.

    Причины детской импульсивности

    Обычно импульсивность наблюдается у гиперактивных детей, но дошкольник может быть импульсивным, если ему и не характерна гиперактивность.

    Причины, сопутствующие импульсивности, могут лежать в органической плоскости, иметь отношение к особенностям познавательного развития или могут быть связанными с заимствованием поведенческой модели.

    Что касается причин органического характера – от неврологических дисфункций до генетической предрасположенности – к счастью, они редки и являются прерогативой медицинских наблюдений.

    Особенности познавательного развития, провоцирующие ребенка на импульсивные реакции, часто связаны с вниманием и мышлением:

    - доминирование непроизвольного внимания;

    - низкая устойчивость внимания;

    - неспособность осмыслить причинно-следственные связи и пр.

    Нередко дошкольник ведет себя импульсивно, подражая модели поведения взрослых членов своей семьи. Зачастую взрослые даже не замечают, что они допускают вспыльчивые реакции, в сердцах могут нелицеприятно высказываться или совершать необдуманные действия. Но эта манера поведения схватывается ребенком, что вовсе не подталкивает его проявлять осмотрительность и вдумчивость.

    В чем проявляется импульсивность у детей?

    Чтобы понять, как проявляется импульсивность у дошкольника, достаточно понаблюдать за ним в повседневной жизни: как он выполняет задания, как реагирует на предложения, как делает выбор.

    • Импульсивному ребенку сложно заставить себя отсрочить исполнение своего желания. Ему нужно получить все немедленно, в противном случае он закатывает истерику или паникует.
    • Дошкольник, склонный к импульсивным реакциям, чрезвычайно сложно сосредотачивается, что бы ему ни показывали или рассказывали. Он постоянно отвлекается, теряет нить происходящего, перекидывается на посторонние дела.
    • Импульсивность мешает ребенку делать правильный (в соответствии со своими потребностями) выбор.

    Например, мама готова купить новую игрушку своему ребенку, как и обещала. Тот несколько дней говорил о машине, а сейчас стоит перед витриной, смотрит на красочную мягкую игрушку и просит купить именно ее. Мама уже знает предпочтения своего сына и то, что интерес к данной игрушке он потеряет через час-другой. Однако ребенок упорствует в своем сиюминутном желании. Необдуманность и вспыльчивость мешают дошкольнику получить результат в деятельности.

     То он разрушает собранную им конструкцию только потому, что не держится верхняя деталь, то заляпывает краской рисунок, где неудачно нарисовал деревце и пр.

    • Импульсивность мешает ребенку поддерживать отношения со сверстниками в игровой деятельности.

    К примеру, не досталась желанная роль, дошкольник отказывается играть вообще, а затем обиженно сидит в стороне в одиночестве.

    По сути, поспешные и необдуманные реакции ребенка негативным образом влияют на любую деятельность и ее результативность.

    Как помочь импульсивному ребенку?

    Специалисты, исследующие проявление импульсивности в детском возрасте, предлагают способы, как помочь импульсивным детям научиться притормаживать свои реакции, подключать размышление, прежде чем реагировать.

    • Главным, безусловно, является то, какой пример подают ребенку близкие взрослые.

    Спокойные, выверенные действия взрослых членов семьи дают ребенку образец вдумчивого поведения и реакций без чрезмерной спешки.

    Например, если пошли за покупками с ребенком, то стоит ему на практике показывать, как делать выбор (рассуждайте вслух, какой продукт лучше выбрать; чем один из них лучше другого и пр.).

    Подбирая одежду для прогулки, подталкивайте дошкольника к самостоятельному выбору, но обсуждайте, что более подходящее для данного случая.

    • Поскольку у таких детей накапливается физическое напряжение, нужно найти подходящие безопасные способы его выплеска.

    Организуйте сеансы двигательной активности, когда ребенок может от души порезвиться: побегать, попрыгать, поучаствовать в подвижных играх со сверстниками.

    Принесут пользу также физические упражнения, где дошкольник учится контролировать свое состояние и тренировать выдержку: удержать как можно дольше мяч ногами, лежа на спине, постоять на одной ножке и пр.

    • Старайтесь найти повод похвалить ребенка, если в обыденных житейских делах тот проявил расторопность без суеты и спешки; удержал внимание заметно дольше, чем делал это ранее; проявил терпение и т.д.

    • Дошкольника 6–7 лет полезно учить «внутренней беседе», подразумевающей молчаливый разговор с самим собой, что дает возможность задуматься и поразмышлять.

    Это может реализовываться так: «Я ошибся. Выбрал не ту краску, и солнце получилось рыжим. Ну, ничего, в следующий раз я возьму жёлтую краску, и мой рисунок будет лучше».

    • Чтобы помочь ребенку повысить устойчивость внимания, можно затеять с ним игру, в которой он будет мотивирован на сосредоточение.

    Для этого предложите дошкольнику задание, которое ему нужно выполнить за короткий отрезок времени (рассортировать счетные палочки по цвету, нарисовать пять предметов (например: цветочков, игрушек, животных, посуды и т.д.), зачеркнуть квадратики на листе, выбрав их среди других изображений и т.д.).

    Договоритесь, что вы будете ему немного мешать, расставляя посторонние предметы на этом же столе или подметая пол под его ногами и пр. Если ребенок справляется с заданием, несмотря на помехи, поощряйте его приятным сюрпризом.

    Применяя такие несложные и, вместе с тем, действенные методы, совместными усилиями вам удастся снизить импульсивные порывы ребенка, а также приучить его «прокручивать в уме» предстоящие высказывания и действия.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie