Поведение импульсивного ребенка может раздражать окружающих, нарушать планы близких, приводить к неприятностям самого ребенка. На такую особенность в поведении взрослые начинают обращать внимание, когда их малыш достигает 5-летнего возраста. В более ранние годы от ребенка не ожидают какой-либо выдержки или вдумчивости. Ближе к старшему дошкольному возрасту импульсивность у детей воспринимается как уже сформировавшееся нежелательное качество, от которого следовало бы избавиться.
Как проявляется импульсивность у детей дошкольного возраста
- Импульсивный ребенок реагирует на происходящее, не задумываясь, иногда неадекватно.
Это, прежде всего, вредит ему самому, поскольку часто приводит не к тому результату, который мог бы порадовать. Более того импульсивные реакции детей могут перекрыть им возможность получить желаемое или отсрочить исполнение своих намерений.
- Беспокойные импульсивные дети менее способны быть внимательными, ясно мыслить и смотреть вперед. Поэтому они более склонны к непродуманным, спонтанным действиям, которые во многих случаях оказываются деструктивными.
Причины детской импульсивности
Обычно импульсивность наблюдается у гиперактивных детей, но дошкольник может быть импульсивным, если ему и не характерна гиперактивность.
Причины, сопутствующие импульсивности, могут лежать в органической плоскости, иметь отношение к особенностям познавательного развития или могут быть связанными с заимствованием поведенческой модели.
Что касается причин органического характера – от неврологических дисфункций до генетической предрасположенности – к счастью, они редки и являются прерогативой медицинских наблюдений.
Особенности познавательного развития, провоцирующие ребенка на импульсивные реакции, часто связаны с вниманием и мышлением:
- доминирование непроизвольного внимания;
- низкая устойчивость внимания;
- неспособность осмыслить причинно-следственные связи и пр.
Нередко дошкольник ведет себя импульсивно, подражая модели поведения взрослых членов своей семьи. Зачастую взрослые даже не замечают, что они допускают вспыльчивые реакции, в сердцах могут нелицеприятно высказываться или совершать необдуманные действия. Но эта манера поведения схватывается ребенком, что вовсе не подталкивает его проявлять осмотрительность и вдумчивость.
В чем проявляется импульсивность у детей?
Чтобы понять, как проявляется импульсивность у дошкольника, достаточно понаблюдать за ним в повседневной жизни: как он выполняет задания, как реагирует на предложения, как делает выбор.
- Импульсивному ребенку сложно заставить себя отсрочить исполнение своего желания. Ему нужно получить все немедленно, в противном случае он закатывает истерику или паникует.
- Дошкольник, склонный к импульсивным реакциям, чрезвычайно сложно сосредотачивается, что бы ему ни показывали или рассказывали. Он постоянно отвлекается, теряет нить происходящего, перекидывается на посторонние дела.
- Импульсивность мешает ребенку делать правильный (в соответствии со своими потребностями) выбор.
Например, мама готова купить новую игрушку своему ребенку, как и обещала. Тот несколько дней говорил о машине, а сейчас стоит перед витриной, смотрит на красочную мягкую игрушку и просит купить именно ее. Мама уже знает предпочтения своего сына и то, что интерес к данной игрушке он потеряет через час-другой. Однако ребенок упорствует в своем сиюминутном желании. Необдуманность и вспыльчивость мешают дошкольнику получить результат в деятельности.
То он разрушает собранную им конструкцию только потому, что не держится верхняя деталь, то заляпывает краской рисунок, где неудачно нарисовал деревце и пр.
- Импульсивность мешает ребенку поддерживать отношения со сверстниками в игровой деятельности.
К примеру, не досталась желанная роль, дошкольник отказывается играть вообще, а затем обиженно сидит в стороне в одиночестве.
По сути, поспешные и необдуманные реакции ребенка негативным образом влияют на любую деятельность и ее результативность.
Как помочь импульсивному ребенку?
Специалисты, исследующие проявление импульсивности в детском возрасте, предлагают способы, как помочь импульсивным детям научиться притормаживать свои реакции, подключать размышление, прежде чем реагировать.
- Главным, безусловно, является то, какой пример подают ребенку близкие взрослые.
Спокойные, выверенные действия взрослых членов семьи дают ребенку образец вдумчивого поведения и реакций без чрезмерной спешки.
Например, если пошли за покупками с ребенком, то стоит ему на практике показывать, как делать выбор (рассуждайте вслух, какой продукт лучше выбрать; чем один из них лучше другого и пр.).
Подбирая одежду для прогулки, подталкивайте дошкольника к самостоятельному выбору, но обсуждайте, что более подходящее для данного случая.
- Поскольку у таких детей накапливается физическое напряжение, нужно найти подходящие безопасные способы его выплеска.
Организуйте сеансы двигательной активности, когда ребенок может от души порезвиться: побегать, попрыгать, поучаствовать в подвижных играх со сверстниками.
Принесут пользу также физические упражнения, где дошкольник учится контролировать свое состояние и тренировать выдержку: удержать как можно дольше мяч ногами, лежа на спине, постоять на одной ножке и пр.
- Старайтесь найти повод похвалить ребенка, если в обыденных житейских делах тот проявил расторопность без суеты и спешки; удержал внимание заметно дольше, чем делал это ранее; проявил терпение и т.д.
- Дошкольника 6–7 лет полезно учить «внутренней беседе», подразумевающей молчаливый разговор с самим собой, что дает возможность задуматься и поразмышлять.
Это может реализовываться так: «Я ошибся. Выбрал не ту краску, и солнце получилось рыжим. Ну, ничего, в следующий раз я возьму жёлтую краску, и мой рисунок будет лучше».
- Чтобы помочь ребенку повысить устойчивость внимания, можно затеять с ним игру, в которой он будет мотивирован на сосредоточение.
Для этого предложите дошкольнику задание, которое ему нужно выполнить за короткий отрезок времени (рассортировать счетные палочки по цвету, нарисовать пять предметов (например: цветочков, игрушек, животных, посуды и т.д.), зачеркнуть квадратики на листе, выбрав их среди других изображений и т.д.).
Договоритесь, что вы будете ему немного мешать, расставляя посторонние предметы на этом же столе или подметая пол под его ногами и пр. Если ребенок справляется с заданием, несмотря на помехи, поощряйте его приятным сюрпризом.
Применяя такие несложные и, вместе с тем, действенные методы, совместными усилиями вам удастся снизить импульсивные порывы ребенка, а также приучить его «прокручивать в уме» предстоящие высказывания и действия.