Кто такие «дети с трудностями в обучении»?
«Трудности в обучении» – это пограничная форма между нормальным интеллектуальным развитием ребенка и его качественно сниженным развитием, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
«Трудности в обучении» проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. «Трудности в обучении» поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении.
Характерные особенности детей с трудностями в обучении:
- Снижение работоспособности.
- Повышенная истощаемость.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточность произвольной памяти.
- Отставание в развитии мышления.
- Дефекты звукопроизношения.
- Бедный словарный запас слов.
- Ограниченный запас общих сведений и представлений.
- Трудности в счёте и решении задач по математике.
- Своеобразное поведение.
- Низкий навык самоконтроля.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
При работе с детьми с трудностями в обучении присутствуют следующие элементы коррекционно-педагогического воздействия:
- Индивидуальный подход.
- Предотвращение наступления утомляемости.
- Активизация познавательной деятельности.
- Проведение подготовительных занятий.
- Обогащение знаниями об окружающем мире.
- Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
- Проявление педагогического такта.
Если ребёнок не будет посещать специальное учреждение, то, возможно, у него появятся:
- Отрицательное отношение к учёбе.
- Не усвоение учебной программы.
- Пропуски уроков.
- Психозы.
- Агрессивное состояние.
Рекомендации:
- Помогайте расширять кругозор детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире.
- Следите за здоровьем детей, не позволяйте водить заболевших детей в детский сад до полного выздоровления.
- Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.
- Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.
- Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.
- Занимайтесь разносторонним развитием ребёнка – дети очень любят выступать, петь, рисовать.